Краткий исторический очерк: Из истории парусного кораблестроения и мореплавания. От плота – до галеона.
23.01.2023 2023-01-23 11:31<strong>Краткий исторический очерк: Из истории парусного кораблестроения и мореплавания. От плота – до галеона.</strong>
Краткий исторический очерк: Из истории парусного кораблестроения и мореплавания. От плота – до галеона.
«Океаном бредят Корабли – там, на самом на краю Земли…»
группа «Пикник»
Жизнь народов Крыма, с древнейших времён до наших дней неразрывно связана с Морем. А Море – это его корабли!
Основные крупные города всего побережья Крыма – это, в первую очередь торговые и военные порты. Древний Херсонес – основан греческими мореплавателями-переселенцами из Гераклеи Понтийской, рискнувшими переплыть суровое и бурное Черное море. Его преемник, славный Город-герой Севастополь – основан как главная база Черноморского флота России! Вся жизнь этого великого Города неразрывно связана с морем, судостроением, его кораблями!
В первой части нашего экскурса мы постараемся кратко познакомить Вас, наш дорогой Читатель, с основными вехами развития мирового кораблестроения. Так сказать — от бревна древнего человека – до гордых, белоснежных парусников XVIII в. Итак….
Без преувеличения можно сказать, что мореплавание и судостроение неразрывно связаны с историей человечества. В глубочайшей древности первобытный человек активно использовал брёвна, позже — сооружал примитивные плоты и лодки.
В качестве строительного материала использовалось дерево, прутья, папирус, шкуры зверей. Самыми древними из известных нам морских судов считаются лодки Египта, Месопотамии, Греции. Несколько меньше сведений дошло до нас о развитии мореплавания и судостроения в Восточной Азии, Китае, Океании и Южной Америки. Это были непрочные, плоскодонные суда, которые приводились в движение веслом и рейковым парусом, скорость их была невелика.
С развитием торговли совершенствовалось и судостроение. Первыми из народов Средиземноморья перевели свою торговлю на морские пути финикияне. За тысячу лет до н. э. им уже были известны все морские торговые пути того времени — Средиземное море, Черное море, западные берега Африки, Красное море и Аравийский залив.
В последующие века, народы Средиземноморья и восточных стран энергично совершенствовали конструкции своих кораблей, корпуса которых имели киль, форштевень и ахтерштевень.
Военные и торговые суда уже заметно отличались друг от друга. Первые были более узкие и оснащались прямоугольным, укрепленным на длинном рее, главным парусом и маленьким — на наклонной мачте. Вначале, на каждом борту военного судна устанавливался один ярус весел, позже второй и третий.
В VI-IV вв. до н. э. такой корабль называли триремой. Строили корабли и с большим рядом весел. Мощными были и военные суда Карфагена.
Померяться силами с ними мог только римский флот состоящий из многовесельных пентер, триер и либурн. Последние можно считать прототипом средиземноморской галеры, просуществовавшей вплоть до ХIII в.
Значительный вклад в развитие мореплавания внесли народы Северной Европы. Древние норвежцы (их называли норманнами, викингами и варягами) имели такие крепкие суда – дракары, что могли на них выходить в океан.
В IX в. они захватили Исландию, Гренландию, достигли берегов Северной Америки – назвав её «Винланд» — страной винограда, а затем колонизировали земли во Франции, Средиземном море, захватили Англию.
Народы древней Руси также с незапамятных времен были искусными мореходами и кораблестроителями. По рекам и морям пролегали торговые пути (знаменитый речной и морской путь новгородцев — «из варяг в греки»), у побережья северных морей ловили рыбу и морского зверя.
Начиная с VII в. русичи совершали военные походы, например, к берегам Крита, в Средиземное море, в византийский Царьград — Константинополь. Для этого использовали торговые суда, несколько переделанные и приспособленные для боя.
Наиболее распространенным кораблем Киевской Руси была морская ладья. Ее киль делали из ствола дуба, к нему крепили шпангоуты, к которым пришивались доски. Новгородцы для боевых целей, кроме «ильменской» ладьи, использовали суда меньших размеров – кочи и ушкуи. На русском севере были также гребно-парусные суда типа карбас, приспособленные для плавания во льдах. Это были промысловые и торговые суда.
Первым же военным парусным кораблем, построенным в России, был трехмачтовый галеон «Орел». Он был заложен в 1667 г. на верфи в Дединове Коломенского уезда на реке Оке. На фок и грот-мачтах русский корабль нес прямые паруса, на бизане — косой парус. На палубе размещались — 22 пищали.
Ганзейские купцы (Северная Германия), в руках которых концентрировалась европейская торговля в XIII-XV вв., обычно перевозили свои товары на одномачтовых когах почти с вертикальными фор- и ахтерштевнями.
К XIII-XIV вв. значительно усилились контакты между Северной и Южной Европой, в результате чего возникли новые типы судов — каравелла (водоизмещением до 200-400 т) и каракка (водоизмещением до 1600 т).
XIV и XV вв. — период расцвета парусного кораблестроения, который подготовил возможность дальних океанских плаваний.
Так, вторую половину XV в. и первую XVI в. принято считать «эпохой Великих географических открытий, которая оставила нам такие славные имена, как Колумб, Васко де Гама, Магеллан и многие другие.
В XVI-XVIII вв. основным типом боевого, военного корабля Англии, Испании, Франции стал галеон, торговым — флейт (Нидерланды). Затем были построены быстроходные трехмачтовые торговые фрегаты. Значительным событием в парусном судостроении XIX в. было создание быстроходных парусных судов (скорость до 1-20 узлов) — клиперов.
В начале XIX в. после многих тысяч лет господства парусного флота на судах появился новый тип двигателя — паровая машина, в конце XIX в. — паровая турбина и двигатель внутреннего сгорания, в ХХ в. — мощные ядерные энергетические установки. Об этих этапах истории кораблестроения – мы расскажем Вам в дальнейшем!
Подготовлено по открытым источникам сети Интернет