Блог

«+» и «-» дистанционного образования кратко

RIAN_6244063.HR.ru
Статьи

«+» и «-» дистанционного образования кратко

Текущий век, в котором мы живём, как в песне – «век скоростей, стрессов и страстей», стремительно изменяет, форматирует нашу жизнь во всех её многообразных проявлениях, сферах и направлениях.

Особенно, это стало заметно с 2020/21 года, когда пандемия коронавируса окончательно изменила формат человеческих коммуникациях на планете Земля.

Коснулось это и сферы образования – от основных, базовых форматов до профессиональной переподготовки и обучения.

С началом эпидемии, в ДПО активно начали применятся системы дистанционного обучения. Что же это такое? Какие плюсы и минусы? На эти вопросы, мы кратко постараемся Вам ответить.

Итак, дистанционное обучение – это форма обучения, когда слушатель территориально удалён от преподавателя и образовательных ресурсов. Обучение осуществляется с помощью телекоммуникационных, компьютерных технологий.

Дистанционное обучение может проводиться в онлайн и оффлайн формате – быть синхронным(преподаватель и слушатель взаимодействуют в режиме реального времени) и асинхронным(взаимодействие слушателя и преподавателя – с интервалом во времени).

Задания от преподавателя к слушателю при этом могут передаваться разными способами, например, посредством: электронной почты, веб-сервисов электронных платформ бучения, к примеру типа «SOHO», «LCMS и LMS», мессенджеров, электронных библиотечных систем, к примеру типа «ZNANIUM»,  социальных сетей, класс-блога организации ДПО, через e-mail, личный кабинет или чат на учебном портале, где мессенджер от слушателя к преподавателю и наоборот, отправляются решённые задачи, выполненные упражнения и т.д.

Итак, можно сделать вывод, что:

синхронное дистанционное обучение online обеспечивает максимальное взаимодействие учащегося и преподавателя, а также учащихся друг с другом.

Самые популярные варианты – вебинары, телеконференции в Zoom, Skype, Google Hangouts, Cisco Webex Meetings. Основные плюсы: эффект присутствия, слушатель легко может перенимать опыт у преподавателя.

—  асинхронное дистанционное обучение offline позволяет получить максимум свободы при освоении материала.  Если при онлайн-обучении легко задать свои вопросы и тут же получить ответ, при асинхронном offline    обучении – сфокусироваться на самостоятельной работе.

Ряд организаций дополнительного профессионального образования, к примеру, как наш Институт, либо наш партнёр – Центр дистанционного образования Крыма, успешно совмещают синхронные и асинхронные методы дистанционного обучения. Это очень эффективно для образовательного процесса.  Плюс комбинированного обучения – в том, что в фокусе – и коллектив, и индивид.  Онлайн-обучение обеспечивает взаимодействие в группе (это особенно ценно для специалистов, чья деятельность связана с работой в команде), помогает держать слушателей курсов в тонусе.

В интернете можно найти огромное число статей, монограмм, объемных трудов и исследований, где подробно описаны и обоснованы многочисленные плюсы, а также очевидные минусы дистанционного формата, применяемого в системе ДПО. Мы же акцентируем Ваше внимание на главном:

Итак, очевидные плюсы дистанционного обучения – экономия (времени и средств), возможность учиться из любой точки мира, доступность, вариативность, комфорт при изучении материалов, адаптивность к инклюзивной среде.

Минусы дистанционного обучения, в основном психологические и технические. При этом, со временем минусы видоизменяются. Если изначально в момент появления новых технологий больше говорили о боязни инноваций со стороны преподавателей, тревогах по этой причине, то теперь на первый план выходят проблемы с мотивацией слушателей, отсутствие «живого» общения и проблема идентификации пользователя во время выполнения контрольных заданий, сдачи промежуточных/итоговых аттестаций, прохождения сертификации.

Технологии дистанционного формата обучения позволяют:

—  убрать территориальные границы нахождения слушателя при обучении;

—  обеспечить комфортный ритм обучения для каждого слушателя;

—  автоматизировать рутинные образовательные процессы;

— сделать обучение более доступным.

Однако, дистанционное обучение не может быть организовано впопыхах. Если возникает мысль, что для организации достаточно просто смартфона и ZOOM, установленного на нём, — это ошибка. Продуманную методику обучения, выверенное учебное содержание никто не отменял. При организации дистанционной формы обучения очень важен возраст обучающихся. Что для школьника – минус, для взрослого – абсолютно не принципиально и наоборот.

По нашему мнению, дистанционный формат обучения — может не просто органично вписаться образовательный формат нашего «сегодня» и «завтра», но и стать в нём приоритетным. Исключать этого точно нельзя. Ведь плюсов у дистанционного формата действительно много. А исправление минусов – в наших силах.

Подготовлено на основе анализа собственного профессионального опыта и  информации из открытых источников сети интернет.

Поделитесь с помощью: