Краткий исторический очерк: «Паровое гражданское судоходство и морские географические открытия. Век XIX — начало XX». Часть 2.
26.01.2023 2023-01-26 12:30<strong>Краткий исторический очерк: «Паровое гражданское судоходство и морские географические открытия. Век XIX — начало XX». Часть 2.</strong>
Краткий исторический очерк: «Паровое гражданское судоходство и морские географические открытия. Век XIX — начало XX». Часть 2.
«Корабли постоят — и ложатся на курс, но они возвращаются сквозь непогоду…»
В. Высоцкий
Во второй половине XIX в., невиданный до этого рост промышленного производства, потребовал скорейшего расширения рынков сбыта в мировом масштабе. Для перевозки и продажи продукции между странами и континентами, на внешних и внутренних рынках возникла необходимость в более совершенных средствах морского транспорта.
Начало широко осуществляться строительство паровых судов, постепенно вытесняющих парусные корабли. Этому поспособствовало изобретение новых судовых силовых установок и более совершенных средства кораблевождения.
К концу XIX в. паровой флот стал значительно преобладать над парусным в перевозках. Судостроители использовали металл для постройки океанских кораблей таких размеров, которых не знала уходившая в прошлое эпоха деревянного судостроения. Так, в 50-х годах на английских верфях было построено гигантское паровое судно «Грейт Истерн» длиной более 200 метров и водоизмещением немногим менее 19 тыс. тонн.
В то время, первое место по торговому судостроению занимала Великобритания (свыше 65%), затем — Соединенные Штаты Америки и Германия.
Улучшению торгового мореплавания также поспособствовали крупные инженерные сооружения того времени. Так, в 1859-1869 гг. под руководством французского инженера Фердинанда Лессепса через перешеек, отделявший Азию от Африки, прорыли бесшлюзовый Суэцкий канал длиной 161 километр, сокративший морской путь между странами Европы и Азии на 25-30 дней.
Вслед за Суэцким каналом — в 1887 — 1895 гг. в Европе был сооружен Кильский канал длиной 98 километров, сокративший переход из Балтийского в Северное море на семь-восемь дней.
Также, начала зарождаться система международного морского права. В 1899 г. — впервые были приняты «Правила для предупреждения столкновения судов в море», обязательные для всех судов, находящихся в открытом море или соединенных с морем водах, где могут плавать морские суда.
Одна из самых страшных морских трагедий — гибель в 1912 г. в Северной Атлантике пассажирского лайнера «Титаник» — заставила пересмотреть рекомендованные пути плавания в северных широтах Атлантики и Тихого океана, и организовать с 1914 г. специальную Международную службу ледового патруля.
Наша страна также внесла весомый вклад в развитие мирового парового кораблестроения и мореплавания XIX — начала XX вв.
Так, выдающийся русский ученый, исследователь и флотоводец Степан Осипович Макаров стал инициатором строительства первого в мире мощного ледокола «Ермак», и сам принимал участие в полярных плаваниях этого ледокола к Шпицбергену, Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.
Во второй половине XIX в. на петербургских судостроительных заводах работал русский корабельный инженер-самоучка Петр Акиндинович Титов, внёсший множество предложений по улучшению технологии постройки и конструкции судов. Проекты военных кораблей, разработанные Титовым, признавались лучшими в мире. У П.А. Титова проходил практику выдающийся русский кораблестроитель, академик А. Н. Крылов.
Во второй половине XIX и в начале XX в., при поиске наиболее точных методов определения места судна, была разработана теория девиации магнитного компаса, на службу мореплаванию пришло величайшее открытие — радио. Величайшее открытие науки – радио — родилось и впервые было применено в России 25 апреля (7 мая) 1895 г.
В этот день Александр Степанович Попов, преподаватель физики Кронштадтских минных офицерских классов, продемонстрировал — первую приемную радиостанцию. В следующем году он осуществил радиотелеграфную передачу, а в 1897 г. радиосвязь была установлена между двумя военными кораблями: учебным судном «Европа» и крейсером «Азия», находившимися друг от друга на расстоянии трех миль.
Открытие А. С. Попова было широко использовано в судовождении. Были созданы радиотехнические навигационные приборы.
В 1906-1907 гг. русский ученый Н. Д. Папалекси проводил успешные опыты с рамочной антенной, а в 1912 г. в России были созданы первые радиопеленгаторы. Развитие радиотехники, с первых дней прочно вошедшей в мореплавание, способствовало значительному совершенствованию судовождения.
Параллельно с совершенствованием судов и методов судовождения, активно продолжается эпоха великих географических исследований и открытий. Так, выдающиеся морские экспедиции второй половины XIX и начала XX вв. можно разделить на две группы: кругосветные плавания для продолжения океанографических исследований районов Тихого и Атлантического океанов и высокоширотные экспедиции в Арктику и Антарктику.
Крупнейшей морской экспедицией по изучению Тихого и Атлантического океанов — была экспедиция на английском судне «Челленджер», капитана Нейрса, продолжавшаяся три с половиной года.
Одними из первых во второй половине XIX в. для изучения полярных районов Земли, отправились экспедиции Нильса Норденшельда, шведского исследователя, который в период 1853- 1873 гг. совершил несколько плаваний к берегам Шпицбергена и Гренландии. В помощь Норденшельду, русский исследователь А. М. Сибиряков снарядил и направил три судна, которые сопровождали экспедицию до Енисея и Лены и оказали шведским исследователям большую помощь.
Также, в начале XX в. было организовано несколько экспедиций для изучения Арктики. Исследования Арктики тесно связаны с именем русского мореплавателя — Владимира Александровича Русанова, предпринявшего в 1909-1919 гг. несколько плаваний в Баренцевом и Карском морях, выполнившего съемку и составившего описание островов Новой Земли.
Продолжение следует….
Подготовлено по открытым источникам сети Интернет