Блог

<strong>Краткий исторический очерк: Крымские караимы. Храмовый комплекс кенас в Евпатории.</strong>

Eupatoria_04-14_img16_Karaimskaya_Street
Исторический очерк Статьи

Краткий исторический очерк: Крымские караимы. Храмовый комплекс кенас в Евпатории.

 «Аткъа миндым — сагъдагъым бар, Сагъдагъым уч окъым бар, Учи билен уч йат урсам, Хазар бийдан тартагъым бар…»

«Сел с колчаном на коня, Три стрелы в колчане у меня, Трех врагов я ими сражу, Хазарского князя хвалу заслужу….»

Старинная караимская песня

Караимы Крыма– один из самых малочисленных тюркских народов, являются потомками тюркских племен Хазарского каганата и коренного населения Крыма. Формирование этого древнего этноса происходило в VIII-XII веках н.э.

В настоящее время, в Крыму – на исторической родине – их проживает несколько сотен. Родной язык крымских караимов  караим тили – по основным характеристикам относится к кыпчакским языкам, а из современных языков этой группы близок к карачаево-балкарскому и крымско-татарскому, то есть к языкам тех народов, которые издавна проживали на пространстве гигантского Хазарского каганата.

Вероучение караимов – караимизм — является монотеистическим. Фактически это вероучение – отдельное направление иудаизма, хотя евреи считали караимизм «иудейской сектой». Караимы же дистанцировались от иудаизма — только в 1930-е годы прошлого века. Возникнув в VIII веке, вероучение караимов распространилось в Сирии, Египте, Хазарии, Византии, Испании, Иране, Крыму. Название «караим» восходит к религиозному термину и является производным от библейского корня «кара» – «читать, призывать, взывать». Традиционный перевод слова «караим» – «люди, читающие, исследующие только Священное Писание. Суть вероучения караимов – неизменность трактовки книг Священного Писания, непризнания никаких иных дополнений и толкований Слова Божьего. Так, караимы не признавали – иудейский Устный Завет (Талмуд). В основе этого принципа, по их убеждению — лежат слова пророка Моисея: «Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Бога, Всесильного вашего».

Своей народной колыбелью — крымские караимы всегда считали крепость Чуфут-Кале, в близи современного Бахчисарая, где в живописной Иосафатовой долине расположено старинное кладбище караимов.  Также, с древних времён караимы проживали в Балаклаве, Мангуп-Кале, Судаке, Феодосии, Солхате (Старый Крым) и других крымских селениях.

После присоединения Крыма к России (1783 год) в жизни караимов происходят значительные перемены. Национальная политика русского государства создала благоприятные условия для развития всех малых народов новых территорий Новороссии, включая Крымский полуостров. Караимы переселяются из древних мест своего традиционного проживания во вновь образованные города Крыма — Симферополь и Севастополь, материковой России, получили доступ к образованию и саморазвитию.  Во время Крымской войны (1853-1856 годы) караимы сохранили преданность российскому престолу. 

В начале XIX столетия – крымский город Евпатория (древняя Керкинитида) неофициально, а в 1837 году законодательно обретает статус духовного Центра караимов России. Центром же духовной и культурной жизни всех крымских караимов становится —  храмовый Комплекс кенас в Евпатории.

Караимский храмовый комплекс «Караимские кенасы», куда входят Большая (соборная) и Малая кенаса, окружены небольшими двориками — садиками, украшены резными плитами из белого итальянского мрамора.

Период возведения Большой кенасы — пришелся на 1804 год. Она стала соборным храмом для праздничных богослужений. В 1815 году напротив появилась Малая кенаса для каждодневных духовных потребностей общины. Со временем выросли стены мидража – начальной религиозной школы для мальчиков. Завершение облика храмового ансамбля случилось почти век спустя – в 1900 году. Тогда появились удивительной красоты —  кованые ворота, а наружные стены построек украсили мраморные доски с памятными именами, датами, мудрыми изречениями этого замечательного народа.

Комплексу пришлось перенести многое: войны, гонения на религию. Но, после рада современных периодов реставрации —  Кенасы вновь предстали во всем великолепии. Теперь это архитектурный памятник XVIII века государственного значения.

                            Подготовлено по открытым источникам сети Интернет

Поделитесь с помощью: